Проф1-Гарант
Полезные статьи

Восстановление бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность — массив информации, который отражает хозяйственную деятельность предприятия. Субъекты хоздеятельности обязаны вести бухучет и налоговый учет, что регламентировано НК и ФЗ-402 «О бухучете». Пунктом 2 ст. 6 Закона определён круг субъектов, освобождающихся от ведения бухучета. Чтобывыполнить задачи, которые стоят перед бухучетом, его нужно вести на регулярной основе, с полнотой и оперативностью данных. Документируются все факты хозяйственной, финансовой деятельности структуры. Важная составляющая бухгалтерского учёта —непрерывность.

Когда и зачем требуется восстановление бухгалтерской отчетности

Возникают ситуации, когда предприятие не может обеспечить беспрерывность и полноту бухучета, а в документообороте отсутствуют частично или полностью факты финансово-хозяйственной деятельности. Ситуация омрачается тем, что на предприятие должна прийти проверяющая комиссия или вскоре нужно подавать годовой отчет налоговикам. При таких обстоятельствах единственно верное решение — заниматься восстановлением бухгалтерской отчетности.

Факторы, побуждающие руководство предприятия к восстановлению бухгалтерских документов:

  • Процедура поможет избежать банковского ареста расчетных счетов коммерческой или государственной структуры;
  • Ожидается серьезная налоговая проверка;
  • Ожидание аудиторской проверки;
  • Ведение отчетности по новым правилам, установленным вновь назначенным руководством.

Причины, которые привели к необходимости восстановление бухгалтерской отчетности

Причины, требующие восстановления бух отчетности, отражены в таблице

СПРАВКА. Причины утраты документации могут быть разными — объективными, субъективными, форс-мажорными. Происхождение мотива не освобождает структуру от восстановительных мероприятий бухотчетности.

Кто занимается восстановлением бухгалтерской отчетности

Восстановить бухгалтерскую документацию — сложная и затратная по времени задача. В небольших компаниях, где незначительный документооборот, заняться проблемой может руководитель или штатный бухгалтер. Однако существует несколько «но». Не все руководители бухгалтера и финансисты по образованию. Как показывает практика, директор имеет техническое образование, и справиться с восстановлением документов не в состоянии. Вторая причина — у руководителя нет времени на то, чтобы связываться с контрагентами, запрашивать список банковских операций, выполнять иные действия, направленные на воссоздание бухотчетности.

В большинстве случаев руководство не может поручить восстановление документации штатному бухгалтеру, в особенности тогда, когда первопричиной утраты отчетности стали действия одного из сотрудников бухгалтерии. Если утрата произошла по форс-мажорным обстоятельствам, то штатный бухгалтер может выполнить колоссальный объем работы. Вопрос в том, кто будет заниматься текущими бухгалтерскими задачами.

Соответственно, восстановление бух отчетности руководство компаний поручает аутсорсинговой компании «Проф1-Гарант». Это правильное и дальновидное решение руководителя, которое поможет в точности воспроизвести первичные документы, отчеты из разряда налогового и бухгалтерского учета.

Поэтапное восстановление бухотчетности

Сложная процедура требует поэтапного выполнения задач. Уместно весь процесс разделить на три фазы — подготовка, восстановление документов, заключительный этап. Пошаговый алгоритм восстановительных мероприятий состоит из:

  1. Аудита документации. Задача — определить поле деятельности специалистов, которые будут заниматься реконструкцией отчетности. Аудит выявит, за какой период и какой отчетности не хватает, какие первичные документы нужно восстановить, на основе которых будут созданы регистры и отчеты. В результате аудита составляется список недочетов или преднамеренных ошибок бухгалтерии, которые нуждаются в немедленном восстановлении.
  2. Определения сроков, в соответствии с объемом работы. Указывается время, которое может быть потрачено на восстановительную процедуру, ставится дедлайн. Согласуется с датой проведения проверки — обычно задача должна быть выполненной за 2-3 дня до прихода аудиторов. «Проф1-Гарант» согласует с заказчиком организационные вопросы, например, место работы с документами.
  3. Составления подробного плана действий. Зависит от степени поврежденности бухгалтерской отчетности, количества недостающей информации. Если бухучетом ИП или компания вовсе не занималась, то бухгалтерам «Проф1-Гарант» предстоит колоссальный массив работы.
  4. Воспроизведения отчетности. Если первичная документация в порядке, необходимо восстановить только регистры бухгалтерского учета. При отсутствии первички или значительных ошибок в документах, бухгалтеры будут заниматься её корректировкой и восстановлением, и только затем отчетностью.
  5. Формирования отчётности на базе восстановленной документации. При формировании отчетов бухгалтеры сверяют все сведения с контрагентами — поставщиками и покупателями. Они должны совпадать. При несоответствии данных выполняется корректировка, последующая сверка.

ВАЖНО. Восстановление отчётности выявит определённые нарушения со стороны штатной бухгалтерии. Они станут базой для выстраивания стратегии бухгалтерского учёта. Доверьте выполнение этой работы профессионалам «Проф1-Гарант».

Препятствия, которые могут возникнуть при восстановительных мероприятиях

Не всегда финансовый документооборот подлежит восстановлению. Препятствий может быть несколько:

  • В результате стихийного бедствия документы утрачены не только рассматриваемой компанией, но и её контрагентами.
  • Бухучет некорректно вёлся бухгалтером одновременно в коммерческой структуре и у поставщика, причём одним и тем же специалистом. Подобные ситуации часто встречаются у ИП и микрокомпаний.
  • Контрагент ликвидирован и не сохранились счета-фактуры за период, который подлежит восстановлению.

Бухгалтерская отчетность одновременно применяется для принятия управленческих решений и для отражения хоздеятельности, которую контролируют налоговики, фонды и аудиторские органы. Если невозможно восстановить документооборот, то руководству придётся принимать решения наобум, а вот с контролирующими органами необходимо этот вопрос урегулировать.

Предприятие должно сразу уведомить государственные органы — местное подразделение Пенсионного фонда, налоговую, другие. Письменное уведомление отсылают с подтверждающими документами о причине невозможности восстановления, например, справкой о случившемся пожаре. Также необходимо документально подтвердить факт невозможности проведения восстановительных мероприятий — предоставить справку о ликвидации поставщика.

ВАЖНО. Факт невозможности восстановления финансового документооборота контролирующие органы рассматривают индивидуально. Как правило, отсутствие первички приведёт к перерасчету налогов за период, за который её невозможно восстановить.

Стоимость восстановления бухотчетности

Восстановление документов различается по сложности, поэтому стоимость формируется на базе нескольких факторов:

  • Объем предполагаемых работ.
  • Сложность восстановительных мероприятий.
  • Масштабы деятельности компании.

Легче восстановить документооборот индивидуального предпринимателя, чем полноценной компании. Расценки на услуги для ИП ниже, чем остальных представителей бизнеса.

В таблице отражен перечень услуг, которые могут включаться в процедуру по восстановлению налоговой и финансовой отчетности, а также их минимальная стоимость
Перед началом работы с клиентом оговаривается весь спектр услуг, который понадобится в рамках восстановления отчетности, проводятся консультационные мероприятия. Даем советы и рекомендации, какие из предлагаемых услуг, наиболее актуальны для заказчика. На основе согласования выполняется калькуляция услуг аутсорсинговой компании «Проф1-Гарант».

Почему восстановление бух отчетности стоит заказать в «Проф1-Гарант»

Наша компания активно взаимодействует с заказчиками более 15 лет. Среди клиентов — стартапы и микропредприятия, сезонный бизнес, ИП, градообразующие предприятия, иностранные коммерческие структуры. Занимаемся восстановлением бухотчетности, учитывая специфику работы компании. Профессиональные бухгалтеры знают:

  • Какие действия нужно выполнить для того, чтобы восстановить первичный и отчетный документооборот.
  • Как взаимодействовать с контрагентами и представителями налоговой службы, аудиторских организаций, государственных фондов и прочих структур.
  • Как предоставить восстановленные документы банковской структуре во избежание блокировки расчетных счетов.
  • Как вести себя во время выездной проверки налоговиков и каким образом отвечать на поставленные ими вопросы.

Опытный бухгалтерский состав нашей компании всегда готов прийти на помощь коммерческим организациям, которые по тем или иным причинам утратили финансовую документацию. Мы научим ваших штатных бухгалтеров работать с лицензированной программой 1С, вести бухгалтерский учет без ошибок, дадим полезные советы и рекомендации.